16.11.2015
10 ноября состоялся VII ежегодный форум «Будущий Петербург», проходивший в рамках международной недели Urban Week. Организатором мероприятия выступил медиахолдинг РБК. Как отметила руководитель проекта «Будущий Петербург» Елена Кром, «уже второй год подряд акценты в дискуссиях форума смещаются с проблематики формирования комфортной городской среды на экономические вопросы». Главный вопрос — как Петербургу больше зарабатывать сегодня и, особенно, завтра?
Игра с новой ставкой
Стартовавший в сентябре 2015 года исследовательский проект — Премия РБК Петербург — показал, что в городе есть целый ряд бизнес-проектов, которые стали успешными уже на фоне разворачивающегося экономического кризиса. Этим проектам, компаниям и трендам, которые они иллюстрируют, было посвящено пленарное заседание форума, названное «Передовой отряд петербургского бизнеса: истории успеха на фоне стагнации».
Характерно, что участники лонг-листа Премии РБК Петербург, многие из которых стали спикерами Форума «Будущий Петербург», представляют новые сферы деятельности, не связанные с добычей полезных ископаемых и в целом с рентными способами получения прибыли. По предположению участников Форума, в период кризиса начала складываться современная экономическая специализация Петербурга — обозначились направления, в которых город может иметь конкурентные преимущества и на российском, и на мировом рынках. «Мы сейчас видим, как создается новая экономика, — утверждает исполнительный директор ООО «НТФФ «Полисан» Евгений Кардаш. — Это не результат последнего года, а накопленный итог работы, которая была проделана за предыдущие пять-семь лет. Кризис стал мобилизующим фактором — помог результатам проявиться».
Евгений Кардаш, «НТФФ «Полисан»
Основатель компании Biocad Дмитрий Морозов тоже считает, что кризис создал для новых отраслей больше возможностей, чем препятствий. «Ну да, упал рубль — так это хорошо, — говорит Д.Морозов. — Благодаря этому наши продукты, с точки зрения разработки, стали очень дешевыми — то есть мы можем очень небольшими ресурсами создавать продукты мирового уровня». Успешная экспансия Biocad на мировом рынке, осуществленная в 2015 году (экспортные контракты на сумму свыше 500 млн долл.) опровергает миф о безнадежной технологической отсталости российских компаний. «Мы уже сейчас заявляем, что можем делать высокотехнологичную продукцию, — продолжает Дмитрий Морозов, — и в данной ситуации себестоимость этой продукции — человеко-часы высококвалифицированных людей — невысока».
Дмитрий Морозов, Biocad
Примеры высокотехнологичного экспорта есть и в отрасли медицинских услуг. «Мы рассчитываем на экспорт нашей продукции; надеемся, что что к нам будут приезжать лечиться из-за границы, а те люди, которые раньше уезжали на лечение в зарубежные клиники, теперь будут обращаться к нам, — рассказал председатель правления ГК «ЛДЦ МИБС» Аркадий Столпнер. — Мы работаем над несколькими новыми методами лечения, один из них признан лучшим в Европе, и мы надеемся продолжить эту линию».
Аркадий Столпнер, ГК «ЛДЦ МИБС»
Тезис о новых возможностях, которые появились у бизнеса в момент кризиса, поддержал исполнительный директор МФК «Лахта центр» Александр Бобков. Впрочем, по его словам, возможности получили только те, кто правильно выбрал стратегические приоритеты задолго до наступления кризиса. «Когда происходит такой большой отлив, который мы сейчас наблюдаем, становится понятно, кто был под водой в купальных костюмах, а кто без», — сказал А.Бобков и уточнил, что в выигрыше остались именно те бизнес-проекты, которые в свое время делали ставку не на сотрудничество с государством, а на «капитализацию человеческого ресурса». В этом и заключается главное конкурентное преимущество Петербурга, уверен глава «Лахта центра»: «Пора перестать заявлять, что Петербург может развиваться во всех направлениях, главная точка роста города — человеческий капитал».
Александр Бобков, МФК «Лахта центр»
Не ресурсоемкие, требующие для своей деятельности много земли, подъездных путей, металла и т.д., а интеллектуальноемкие отрасли имеют перспективу в таком городе как Петербург — этот тезис звучал давно, но именно в 2015 году получил яркие практические подтверждения. «В первую очередь, уцелеют в кризис крупные компании, которые много вкладывают в интеллектуальные ресурсы, — присоединилась к общему мнению председатель совета партнеров юридической компании «S&K Вертикаль» Любовь Дуйко. — В этой связи хочу сказать, что наша компания тоже инвестирует в кадры и образование, поскольку право всегда активно следует за бизнесом и активно реагирует на ситуацию в экономике».
Любовь Дуйко, «S&K Вертикаль»
Тему бизнесов с интеллектуальной начинкой продолжил основатель и генеральный директор проекта «Лекториум» Яков Сомов, который отметил, что Петербург в последние полтора года стал «Меккой онлайн-образования». «Сейчас речь идет о том, чтобы построить компанию, которая будет хранить образовательные ресурсы всего человечества, — поделился амбициозными планами игроков своей отрасли Я.Сомов. — Я только на этой неделе запускаю шесть новых курсов, на которых обучается 20 тысяч человек, а у меня не самый большой проект открытого онлайн-образования в России».
«Государство сидит с жирным куском сыра»
Александр Абдин, управляющий партнер Euromed Group:
Насколько кризис подходящий момент для инвестиций? Наш опыт говорит о том, что самый подходящий. Обстоятельства сложились так, что частные медицинские учреждения стали оказывать услуги по полису ОМС. Это произошло без специальных усилий с нашей стороны — мы просто воспользовались моментом и вошли в этот сектор.
Почему мы это сделали? Все очень просто — ситуация в сфере медицинского обслуживания напоминает басню про лису, ворону и сыр. Государство сидит с жирным куском сыра. Бюджет ОМС ежегодно прирастает на 150-250 млрд рублей, и этот бюджет расписан до 2018 года. По прогнозам, к 2018 году он будет составлять уже 2 трлн рублей. Сейчас на частные компании приходится всего 1,5% объема рынка. Мы рассчитываем, что при оптимистичном сценарии эта цифра вырастет до 15%, при консервативном сценарии — на 10%. А прирост на каждый процент эквивалентен 20 млрд рублей. Я уверен, что у нас есть все шансы добиться этого прироста. Понятно, что мы будем на рынке не одни, но поскольку рынок очень большой, у нас есть амбиции стать федеральным игроком. Хочется откусить от 2 трлн рублей хотя бы маленький кусочек.
Нотки здравого оппортунизма
«Важно, чтобы наметившиеся новые точки роста в экономике видел не только бизнес, но и представители городской власти, — сказал в резюмирующей части пленарного заседания генеральный директор ЗАО «Транзас Авиация» Вадим Смирнов. — Однако мы зачастую сталкиваемся с тем, что власти не подозревают о существовании в Петербурге успешных высокотехнологичных компаний и делают ставку на традиционные для города секторы экономики».
Тему взаимосвязи экономических успехов города и уровня информированности городского управления продолжила дискуссия «Полет в густом тумане: городское управление и бизнес в условиях неопределенности». Передовые проекты и бизнес в целом серьезно страдают от «тумана» двух типов — рыночного и административного, — отметили участники разговора. Административный туман — это отсутствие четкой линии поведения городской власти. В кризисный период, когда риски и так высоки, любая демонстрация непоследовательности грозит остановкой инвестиционного процесса. «К экономической неопределенности, которая была и до кризиса, теперь добавилась неопределенность идеологическая», — говорит директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. По его словам, нет достаточной ясности даже в том, до какой степени допустимы в городе нерыночные методы управления действиями рыночных субъектов.
Неустойчивая идеология регулятора выливается в непредсказуемые изменения правил игры на рынке, для чего кризис — не самый подходящий момент. Такую точку зрения высказал генеральный директор и вице-президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов: «Если мы продолжим жить в бушующем море изменяющихся законов, нормативных актов и политических решений, то лучше вообще ничего не делать — сесть и подождать, пока буря закончится».
В ближайшее время буря едва ли уляжется, считает профессор кафедры экономики и управления предприятием Санкт-Петербургского государственного экономического университета (ФИНЭК) Елена Ткаченко. Для бизнеса это означает отказ от долгосрочного планирования. «По сути, долгосрочное планирование — это всегда полет в густом тумане, — рассуждает Е.Ткаченко. — Мы должны привыкать к существующим условиям и принимать их как базовые — ничего в лучшую сторону в ближайшее время не изменится, определенность не вырастет».
Елена Ткаченко, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (ФИНЭК)
С этой точкой зрения согласился генеральный директор СК «Капитал-полис» Алексей Кузнецов, который уже несколько лет применяет обозначенный Е.Ткаченко принцип на практике: «Мне всегда хотелось мыслить стратегически — на 3-5 лет, но после кризиса 2008-2009 годов я полагал, что следующий кризис будет в 2018 году, а он случился раньше, — рассказывает бизнесмен. — Поэтому какие планы на 5 лет? Видимо, это наша судьба — уметь быстро подстраиваться под текущие обстоятельства, то есть быть оппортунистами в хорошем смысле этого слова».
В большей степени, чем отсутствие определенности, Елену Ткаченко смущает нерешительность городской власти в действиях по стимулированию экономики. По ее словам, значительная часть средств, выделяемых в рамках городских программ на поддержку бизнеса, не осваивается. Видимо, город не может выбрать, какие проекты нужно поддерживать, а это связано с дефицитом информации либо с отсутствием четких критериев принятия решений. И хотя в Стратегии-2030 обозначен выбор города в пользу новой экономики, основанной на знаниях, эта линия не прослеживается столь же четко в других программах и решениях петербургской власти. Как отметил профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Алексей Балашов, «любая стратегия сильна в том случае, если она обеспечена действующими инструментами, которыми являются госпрограммы. Существующие госпрограммы преимущественно ориентированы на госзакупки, а не на частный бизнес».
Экономика — фундамент агломерации
Недостатки системы государственного планирования проявляются и в сфере территориального развития. Прогнозировать развитие территорий становится во много раз сложнее, когда объединенные общими экономическими интересами территории административно подчинены разным субъектам. Этой теме была посвящена третья дискуссия форума — «Петербургская агломерация: совместное видение общего будущего».
Являясь второй по размеру и значимости агломерацией страны, Петербург и Ленобласть по-прежнему планируют свою жизнь порознь. Этот путь ведет к многочисленным тупикам, и не только в прямом, дорожном смысле. При этом градостроители, архитекторы и девелоперы давно думают о развитии агломерации в ее де-факто сложившихся, не совпадающих с административным делением, границах.
Впрочем, как напомнил модератор дискуссии руководитель архитектурного форсайта «Новые города петербургской агломерации» Федор Гаврилов, 5 ноября 2015 года вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин утвердил график подготовки Генерального плана города с разработкой концепции совместного градостроительного развития Петербурга и территорий Ленинградской области. А это означает официальный старт процессу создания агломерации.
Тему продолжил директор учрежденного Союзом российских городов Агентства по социально-экономическому развитию агломераций (АСЭРА) Юрий Кузнецов, который описал существующий в России опыт в части управления агломерациями. По словам Ю.Кузнецова, в стране запущены 16 пилотных проектов агломераций, призванных выработать базовые механизмы и модели сотрудничества между муниципальными образованиями. Сейчас полученный опыт анализируется. «В дорожной карте межведомственной рабочей группы, учрежденной Минэкономразвития, есть пункт «Подготовка государственной программы поддержки и развития городских агломераций в Российской Федерации», — рассказал Ю.Кузнецов.
Однако, как заметила гендиректор Союза Российских городов Александра Игнатьева, полученный АСЭРА опыт не дает готовых решений для так называемых «субъектовых» агломераций — таких, как Москва с Подмосковьем и Петербург с Ленобластью. В данном случае речь идет о самодостаточных регионах, поэтому для объединения усилий нужны особые условия. На одно из «тонких» мест указал Андрей Чернихов, вице-президент Международной академии архитектуры. «На сегодня не существует правовой возможности объединить бюджеты субъектов или муниципальных образований», — объяснил он. «Экономические стимулы, безусловно, важны, — присоединился к дискуссии руководитель Архитектурной мастерской «Матвеев и К.» Игорь Матвеев, — но существующие правила игры не позволяют устранить главное противоречие — у субъектов больше стимулов к конкуренции друг с другом, а не сотрудничеству, что, в свою очередь, подталкивает их к независимым действиям».
Решение проблемы непродуктивной конкуренции субъектов предложил заместитель генерального директора ООО «УК «СТАРТ Девелопмент» Семен Смушкин. «В городе-спутнике Южный мы создаем новую экономику на границе Петербурга и Ленобласти, ориентируясь на производства, которые будут востребованы в перспективе 10-20 лет. Это гарантирует поступления в бюджет обоих субъектов, а их конкуренцию между собой может перевести в плоскость сотрудничества с выходом на уровень конкуренции всероссийской и международной».
Экономика, построенная на новых принципах — единственно надежная база развития, в том числе пространственного, — постановили участники дискуссии. Нелепо детально обсуждать пространственное развитие Петербурга и Ленобласти, когда нет виденья социально-экономического будущего агломерации, — подчеркнул Андрей Чернихов.
«Девелоперы берут на себя роли и урбанистов, и властей»
Игорь Креславский, председатель правления ГК «РосСтройИнвест» — участник Форума «Будущий Петербург»:
«В ситуации неопределенности, когда не существует единой политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области по развитию пригородных территорий, серьезные игроки строительного рынка, которые развивают проекты комплексного освоения территорий, берут на себя достаточно большое количество функций по созданию целостной и комфортной городской среды. Вообще-то определять необходимые параметры среды и за счет своих средств добиваться их соблюдения — задачи, выходящие за рамки прямых обязанностей строительного бизнеса. Но сегодня девелоперы, в рамках своих проектов, берут на себя роль урбанистов и властей. Разговорами это не ограничивается — начался период реализации современных проектов, как с точки зрения территориального планирования, так и с точки зрения наполнения новых территорий социальной, культурной и бытовой инфраструктурой.
Могу привести в пример новый жилой район «Золотые купола» — после завершения строительства, он будет абсолютно самодостаточным, не хуже любого современного квартала в европейских городах. Мы изучили потребности будущих жителей и заложили в проект то, что отвечает их представлениям о комфорте и динамичном стиле жизни, включая культурные, спортивные и образовательные учреждения. В районе будет кинотеатр, крупный торговый центр, магазины, детский парк развлечений, детские сады с бассейнами, школа со стадионом. Будет даже храм на центральной площади. Район спланирован как зеленый, безопасный, с закрытыми дворами, свободными от машин, и с целым рядом общественных пространств».
Специализируйся и зарабатывай больше
Долгие годы Петербург уходил от ответов о своей экономической специализации, действуя по принципу «Пусть цветут все цветы». Этот принцип более не продуктивен, — подчеркнули участники форума. Во-первых, потому, что кризис требует стимулирования экономики. Стимулировать нужно самое живое и перспективное — для этого необходимо ясное понимание того, какие направления перспективны. Во-вторых, развитие новой экономики — это долгосрочная цель, которая требует последовательного ежегодного продвижения и фокусировки на очерченном круге задач. Отсутствие фокусировки — путь к длительной бедности.
При этом, как заметил Дмитрий Морозов, бизнес не должен воспринимать государство в качестве раздатчика средств и генерального менеджера, который сам наведет порядок в экономике. «Почему-то мы всегда говорим, что государство — это оно, а не мы, — рассуждает предприниматель. — Я с этой постановкой не согласен, потому что партнерское взаимодействие с государством в некоторых отраслях — это ключевой принцип их развития». Механизмы экономического развития — тоже предмет частно-государственного взаимодействия, — считают участники форума. Открытые дискуссии представителей бизнеса и экспертного сообщества играют важную роль, становясь кузницей идей и подходов, которые затем можно предложить власти для внедрения.